В современной рыночной экономике некий документ об образовании, то есть, диплом, довольно легко становится своего рода ценной бумагой, которую можно, как купить, так и продать, притом, как в прямом, так и переносном смысле этого слова. Оказывается, что иностранный диплом имеет свою собственную ликвидность, иными словами, способность превращаться в финансы. И надо сказать, что ликвидность эта выше, чем у местных образовательных документов.
Выходит, и сам диплом по законам рыночной экономики будет стоить на порядок дороже. Такой возможностью искусно весьма пользуются физические, а также юридические лица, от которых по долгу их работы зависит пребывание студента в иностранном высшем учебном заведении. Рынок образования – это своеобразная отрасль экономики, к сожалению, преимущественно теневой. И надо сказать, что зарубежные ВУЗы тут не особенно отстают от российских, просто это меньше афишируется. Нет в министерствах образования соответствующих жалоб, следовательно, ни в США, ни в Германии, ни еще где-либо нет и коррумпированных институтов, университетов, а также колледжей. Но, вы попробуйте пройти весь процесс обучения самостоятельно! Вам только кажется, что сможете.
Паутина коррупции
Кошелек студента, приехавшего учиться в ту или иную страну, является настоящим Клондайком для университетов. Он пополняет не только бюджеты, но также многие другие, в основном неофициальные сферы потребления. Иными словами, имеет место перемещение денежных средств из студенческих кошельков в преподавательские. За более или менее нормальную комнату в общежитии также придется дополнительно «мотивировать» того, кто ответственный за распределение студентов по общежитию. И таким примеров можно привести много.
Можно было бы, скажем, разделить радость от роста количества иностранных студентов в мировых ВУЗа, но это не что иное, как рост коррупции.
К этой отрасли можно также отнести работу так называемых посредников. Итак, немалые суммы денежных средств не официально оседают в карманах разных фирм-посредников, то есть, контрактеров, которые оформляют въездные визы и впоследствии помогают «решать» разные вопросы иностранцев, связанные с университетами и даже некоторыми государственными чиновниками. Это коррупция, размах которой такой же, как и на спекуляции посещаемости и успеваемости.
Вокруг пока еще абитуриентов, то есть, потенциальных иностранных студентов плетется плотная коррупционная паутина. И противостоять этому крайне сложно. Дело обучения в иностранных ВУЗах поставлено таким образом, что они целиком и полностью зависимы от разных фирм-посредников, которые и снабжают учебные заведения потоком студентов. Именно посредники устраивают некое подобие первичного отбора потенциальных абитуриентов, причем, не по уровню знаний или владения языком, а именно по их лояльности и готовности делиться деньгами.