Характерная черта этих занятий(в отличие от имитационных) – отсутствие имитационной модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения реализуется здесь в результате использования постоянно действующих прямых и обратных связей между обучающей системой (преподаватель) и обучаемыми (слушатели).
Охарактеризуем основные активные методы обучения на неимитационных занятиях.
Проблемная лекция активна в том случае, если самостоятельная творческая работа слушателей реально обеспечивается контрольными вопросами, обсуждением и другими способами. Определяющим признаком проблемной лекции является постановка и разрешение учебных проблем с различной степенью приобщения к этому слушателей.
Семинар и тематическая дискуссия являются активными, если гарантируется вовлечение всех слушателей в качестве докладчиков и выступающих, если весь коллектив обучаемых вовлекается в творческое обсуждение поставленных вопросов.
Мозговая атака – это метод коллективного генерирования идей и конструктивной их проработки для решения проблемы.
При мозговой атаке происходит разделение во времени трех этапов решения проблемы:
• сеанс спонтанной генерации идей;
• сеанс конструктивной критики и проработки предложенных идей с целью отбора наилучших;
• проектирование решений на основе отобранных идей.