Начиная с 13-14 веков, когда возникли в Европе первые университеты, лекция (от латинского lectio – чтение) была и остается одной из ведущих форм обучения в вузе.
По мнению А.А. Андреева, цель лекции состоит в том, чтобы дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть проблематику, состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки и техники, сконцентрировать внимание на наиболее сложных узловых вопросов. Лекции должны способствовать формированию теоретического мышления.
Педагог, читая лекцию, несет живое знание, обладающее ценностями, смыслами, а не просто информацию, он выступает и как ученый, добывающий это знание, и как оратор, его пропагандирующий, и как воспитатель, чувствующий аудиторию и стимулирующий развитие личности.
В.И. Загвязинский выделяет следующие функции лекций:
Информационная проявляется в том, что в лекции обычно дается сжатое изложение основных научных фактов, служащих базой для последующего анализа, рассуждений, оценок.
Мотивационная проявляется в том, чтобы лекция послужила стартовой площадкой познания и поиска, очень важно придать ей познавательную направленность, доказать объективную значимость изучаемого, раскрыть его субъективный смысл, озадачить слушателей.
Организационно-ориентационная реализуется в том, что лектор выделяет основное, направляет внимание слушателей на важнейшие вопросы, разъясняет порядок работы над материалом, дает советы по организации учебной деятельности и т.д.
Методологическая заключается в анализе научной теории, рассмотрении современных научных проблем, лектор раскрывает методы исследования, разъясняет принципы научного поиска.
Оценочная, развивающая и воспитывающая осуществляются благодаря организуемой на основе содержания деятельности студентов, методике работы над содержанием, постановке познавательных задач, осознании смысла изучаемых фактов и положений, возбуждении эмоционально-оценочного отношения к предмету изучения, - все это способствует формированию гибкого аналитического мышления, собственных подходов и оценок, развитию личности студента, его способностей, содействует становлению мировоззрению.
Проектирование компонентов педагогической системы