Г. К. Селевко считает, что понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:
1)научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2)процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств, для достижения планируемых результатов обучения;
3)процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и педагогических средств.
Таким образом, автор считает, что педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Далее Г.К.Селевко указывает, что понятие “педагогические технологии” в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:
• общепедагогическом;
• частно - методическом;
• локально – модульном.
Общепедагогический уровень характеризует целостный образовательный процесс в данном учебном заведении, регионе. В этом случае педагогическая технология отражает комплексную педагогический систему: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов управления, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
На частно – методическом (предметном) уровне педагогическая технология охватывает отдельные направления, аспекты педагогический системы, соответствующие, например, частным методикам, т. е. совокупности методов и средств для предмета, класса, учителя (методики преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы руководителя, учителя, воспитателя).
Локально – модульный уровень относится к отдельным частям учебно– воспитательного процесса: технология отдельных видов деятельности, технология формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология урока, отдельных мероприятий, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.
Любая педагогическая технология, по мнению Г.К.Селевко, должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичости):
1.Концептуальность.
2.Системность.
3.Управляемостью
4.Эффективность.
5.Воспроизводимость.
1 • 2 • 3 • 4 • 5 • 6 • 7 • 8 • 9 • 10 • 11