Едем учиться в Мюнхен
Rambler's Top100

Студенческая Виза в Германию. «Технология» в образовании

Есть группа авторов, в том числе Чернилевский Д.В. , который считает, что понятие «технология обучения» шире, чем понятие «методика обучения». Технология отвечает на вопрос, как наилучшим образом достичь целей обучения, при котором достижение этих целей обусловлено управлением. Чернилевский Д. разделяет мнение проф. В.М. Монахова о том, что «приход технологии на смену традиционной методике должен, безусловно, способствовать повышению эффективности учебного процесса». Если, методика, в основе своей – это совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса, то педагогическую технологию отличает, по мнению Д.В. Чернилевского, ряд принципиальных моментов, таких как:

•          Организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс.

•          Содержательная техника реализации учебного процесса.

•          Описание процесса достижения планируемых результатов обучения, т.е. достижение целей обучения.

•          Процесс обучения в системе, объединяющей личностный и коллективный поиск, учитывающий все взаимосвязанные элементы педагогической системы.

•          Методологическая основа методики, поскольку методика, как данность, находит в технологии свое обоснование и процесс построения.

•          Процессуальный, динамичный характер процесса обучения в отличие от методики, дающей вполне определённые конкретные рекомендации.

•          Ориентация не на один предмет и на достижение одной цели, а на     универсализацию подходов к изучению учебного материала.

•          Ориентация на обучающихся, в то время как методика ориентирована на преподавателя. 

Если рассматривать понятие «технология» в узком смысле слова, то разговор идёт о методике. Но можно и нужно говорить также о данном понятии в широком смысле и тогда мы вплотную приближаемся к дидактике. Дидактика оперирует тем общим, что присуще различным частным методикам, включает вопросы философии образования - в частности методологии, а потому является ещё более общей дисциплиной.

Тогда образовательная технология как одна из педагогических дисциплин занимает свою нишу: «Технология обучения есть прикладная дидактика. Она реализует идеальный процесс обучения в конкретных условиях педагогической практики, отражает реальную деятельность преподавания и учения. Другими словами, технология обучения – это теория использования приёмов, средств и способов организации обучающей и учебной деятельности…

Технология обучения как прикладная наука призвана претворять в учебный процесс достижения современной дидактики. Дидактика сама по себе не является общей технологией обучения, подобно тому, как и все основополагающие науки…Задача технологии обучения в основном сводится к тому, чтобы разработанные в дидактике законы и принципы преобразовывать… в эффективные методы преподавания и учения, а также создавать все необходимые условия для их наилучшего применения при соответствующих формах и технических средствах…»

1234567891011