Процессуальный аспект педагогической технологии включает следующие этапы ее реализации (Безрукова В.С., 1996):
• моделирование образовательных систем;
• проектирование образовательных процессов;
• конструирование образовательных ситуаций.
Педагогическая технология в результативном аспекте характеризуется:
• четким и ясным определением целей деятельности и их диагностируемостью;
• возможностью осуществления объективного контроля последовательно решаемых задач на различных этапах достижения цели;
• структурной и содержательной целостностью педагогической деятельности;
• недопустимостью экспромтов в ходе образовательного процесса, не гарантирующих достижения целей. (Безрукова В.С., 1996)
Педагогическую технологию характеризуют два принципиальных момента: гарантированность конечного результата и проектирование будущего образовательного процесса. Технологический подход ориентирует разработчика на многовариантное моделирование, проектирование и конструирование решения педагогических проблем и после сравнительного анализа отбор наилучших решений.
Есть логические трудности во взаимодействии терминов «методика», «дидактика», «образовательная технология», которые усугубляются ещё и вольным словоупотреблением ряда авторов. Гузеев В.В. делает попытку разграничить эти понятия.Сейчас «в литературе под термином «методика» принято понимать совокупность способов преподавания…» (Арстанов М.Ж. и др.,1980, с.201). Однако «в настоящее время в мире сложилось два понятия методики преподавания: в узком смысле как совокупность приемов проведения занятий, и в широком как наука о закономерностях организации массового процесса обучения… Как и дидактика, методика преподавания является опытно - экспериментальной наукой» (Меняев А.Ф. , 1993,с.40).По мнению Гузеева В.В., понятие «методика» в понимании Меняева А.Ф. шире понятия «технология», т.к. по сложившейся традиции методика отвечает на вопросы «чему, зачем и как учить?», а технология только на последний из них. Кроме того, одной из задач методики является выявление критериев применимости той или иной технологии.
Смирнов С.А. считает, что «различие между технологией и методикой в сфере образования состоит в том же, в чём заключается различие между технологией и ремесленничеством, машинным производством и ручным трудом….Достоинство методики заключается в личностном влиянии учителя и в возможности организации деятельности творческого характера. Технология позволяет значительно повысить эффективность обучения, но по выше указанным параметрам уступает методике…»
1 • 2 • 3 • 4 • 5 • 6 • 7 • 8 • 9 • 10 • 11